Блог

Система сбалансированных показателей

14.07.2021 | 4 минуты на чтение

Один из основных элементов, который дает возможность проводить мониторинг достижения целей компании — система сбалансированных показателей (ССП).
Она была создана в 90-х годах, чтобы управлять результатами деятельности бизнеса. Ее авторы — эксперт по вопросам управления Дэвид Нортон и профессор из Гарварда Роберт Каллан.
Особенности системы
ССП имеет свои отличительные черты:
• Отслеживает лишь небольшое количество показателей.
• Делает акцент на стратегических приемах.
• Совмещает в себе финансовые и другие, не имеющие отношения к деньгам, признаки.
Существует сходство с хорошо известной системой постановки целей под названием Objectives and Key Results (OKR). Но, в отличии от нее, ССП направлена именно на отслеживание результатов.
Ее главная задача — грамотно оценить эффективность выполненной работы. Ведущая роль в этом процессе принадлежит KPI — ключевым показателям эффективности. Они формируются отдельно для каждого из четырех основных направлений:
1. Развитие персонала
2. Внутренние бизнес-процессы.
3. Клиенты.
4. Финансы.
Классическая стратегическая карта представляет собой диаграмму, разделенную на четыре сектора. Их также называют перспективами. Все они нацелены на достижение поставленных задач и абсолютно равнозначны.
Ни одно из направлений не является приоритетным, все они взаимно уравновешивают друг друга. Ведь для успешного развития бизнеса одинаково важны и качественное обслуживание клиентов, и финансы, и высокая квалификация сотрудников.
Именно поэтому данная система и называется сбалансированной.
Для контроля всех четырех направлений применяются дашборды. Также существует специализированная платформа Business Intelligence, которая консолидирует информацию из разных источников и делает этот процесс полностью автоматизированным.

Основы ССП

В основе ССП лежит принцип переноса стратегических задач на повседневный уровень. Иными словами, это расщепление больших целей на ряд ежедневных последовательных действий.
Чего можно достичь с помощью СПП:
• создать мотивацию для персонала;
• построить новый эффективный механизм управления компанией;
• перевести глобальные цели в конкретные задачи;
• контролировать выполнение целевых показателей;
• корректировать отдельные этапы выстроенной политики;
• собирать обратную связь после обучения персонала.
Основные задачи и цели ССП
Правильно сформулированные перспективы СПП дают понимание, в какие сроки возможно достичь целей и определить ответственных.
Задачами СПП являются:
1. Грамотно распределить работу между сотрудниками.
2. Выбрать верные инструменты для достижения целей.
3. Установить для сотрудников сроки выполнения и показатели эффективности работы.
Система ставит перед собой следующие цели:
1. Измерить результаты от предпринятых действий.
2. Получить сравнительный анализ плана и факта.
3. Внести изменения в те задачи, которые не привели к выполнению плана.
Что дает применение ССП
Трудно расставить все преимущества в порядке важности. Для каждого бизнеса они будут свои. Но их перечень принципиально постоянен:
• Повышается вовлеченность всех сотрудников в процесс развития компании. Независимо от занимаемой ими должности.
• Выстраивается система, позволяющая четко увидеть зависимость результата от выполненных действий.
• Ежедневные управленческие решения приводят к выполнению стратегических задач.
• Появляется надежный и понятный инструмент для планирования.
• Все функциональные элементы компании объединяется в одну понятную конструкцию.

Составляющие ССП
Ядро системы состоит из шести обязательных компонентов.
1. Цели. Они определяют путь движения.
2. Перспективы. Они нужны, чтобы разбить глобальную цель на маленькие шаги.
3. Показатели. Отражают положительную динамику и помогают распланировать ежедневную работу.
4. Инициативы. Это новые проекты для повышения результативности.
5. Целевые значения. Показывают в цифрах, чего нужно достичь.
6. Связи. Они раскрывают причины и следствия одной цепи, ведущей к достижению цели предприятия.
Как создается СПП
Процесс создания системы сбалансированных показателей включает в себя три этапа.
1. Комплексный анализ компании с помощью методологии SWOT. Сбор данных о слабых и сильных сторонах, о внутреннем устройстве, о внешних взаимодействиях. Служит для оценки перспектив и возможных рисков.
2. Определение будущего компании. Прописываются основные ценности и выстраивается корпоративная политика. Это и есть база стратегической карты.
3. Оформление самой стратегической карты.
Стратегическая карта будет жизнеспособной в том случае, если она нацелена на решение четырех основных вопросов:
— как развиваться дальше,
— что нужно улучшить,
— что о нас думают наши клиенты,
— какие результаты получат учредители.
К каждому направлению подбирается по несколько целей, не больше трех-пяти штук. Среди них должны присутствовать как количественные, так и качественные.

Этапы внедрения ССП
Данный процесс проходит в три стадии.
Первая стадия. Интеграция системы, включающая в себя:
• контроль за новыми мероприятиями,
• изменение порядка отчетности,
• слияние с механизмом управления сотрудниками.
ССП не может функционировать сама по себе. Она должна действовать одновременно с другими стратегическими методами управления:
• Расширять возможности системы финансирования. В том числе грамотно распределять бюджет на все стратегические цели.
• Повышать мотивацию сотрудников. Лучшие из них получают бонусы за конкретные действия, которые привели к достижению целей предприятия.
• Увеличивать эффективность всей структуры управления путем внедрения элементов самоуправления.

Вторая стадия. Иерархическое каскадирование. Его также называют вертикальной интеграцией. Нацелено на адаптацию целевых значений под все подразделения компании. И в том числе на индивидуальные планы работников.
Таким образом, в каждом отделе формируется своя собственная система сбалансированных показателей.
Третья стадия. Оценка результатов. Чтобы они были адекватными, в компанию внедряют одну из автоматизированных систем, например CRM.
Внедренные в нее дашборды сделают контроль более оперативным. К тому же они позволят выяснить причину расхождения плана с фактом. Чтобы в дальнейшем скорректировать мероприятия либо изменить целевые показатели.
Как избежать ошибок при внедрении ССП
1. Руководитель должен принимать самое активное участие в процессе разработки ССП.
2. Цели формулировать четко и привязывать их к цифрам.
3. Не копировать чужую ССП. У каждой компании своя индивидуальная стратегия.
4. Адекватно задать ключевые показатели эффективности.
5. Связать в одно целое ССП, систему мотивации и бюджетирование.
6. Постоянно проводить актуализацию показателей.
7. Доверить внедрение ССП профессионалам. Если не будет команды, которая занимается данным проектом, или им займутся некомпетентные сотрудники — процесс затянется и остановится.

Инструменты для внедрения ССП
Это может быть 1С Управление холдингом. В нее можно импортировать все необходимые данные. Вполне доступный инструмент, позволяющий делать многослойный анализ всей информации.
• Делегировать ответственность.
• Задавать ключевые показатели эффективности.
• Ставить цели и планировать их достижение.
Также есть специально разработанная программа BSC Designer. В ней строятся стратегические карты и происходит управление инициативами. Также она предлагает встроенные дашборды, адаптированные под различные стратегии.

Пример стратегической карты
Финансы.
Цели. Увеличение объема продаж, рост прибыли, поддержание широкого ассортимента.
Показатели. Количество новых клиентов и повторных продаж. Увеличение доли на рынке. Соответствие плану и бюджету.
Бизнес-процессы.
Цели. Разработка товарного планирования и оптимизация процесса управления запасами.
Показатели. Несостоявшиеся продажи, отсутствие товара на складе, упущенные скидки.
Развитие.
Цели. Управление на основе CRM.
Показатели. Сроки внедрения CRM.
Клиенты.
Цели. База клиентов с расширенными данными по каждому.
Показатели. Претензии, рекламации, повторные продажи, неликвидные остатки.
Сначала все цели добавляются в программу. Затем определяются ключевые показатели, объединенные причинно-следственными связями. Далее строится стратегическая карта и на основании ее прописывается план действий.
Результаты
Не стоит ждать немедленных достижений, ведь это стратегический вид управления. Зато одно из его несомненных преимуществ над другими системами — возможность оперативной корректировки действий в первые месяцы работы. Именно для того, чтобы в последствии система работала как часы.
И еще один плюс ССП. Сотрудники компании больше не будут равнодушными исполнителями. Система мотивирует их и вовлекает в процесс достижения целей настолько, что руководство получает в их лице верных сторонников.
Хотите видеть в своем бизнесе людей, заинтересованных в развитии вашего предприятия не меньше, чем вы сами? Система сбалансированных показателей профессионально решает этот вопрос.
Действуйте, пока ваши конкуренты сомневаются.
Звоните прямо сейчас!

Подпишись!
Подпишись на нашу рассылку, чтобы каждый день получать советы и лайфхаки.

    Поделиться статьей

    Расскажите о своем проекте